Меню Закрыть

Головные боли у подростка

головная боль у подростка

Как-то случайно наткнулся на вопрос, заданный матерью девочки-подростка 15 лет, специалистам, проводящим онлайн консультации. Сразу после прочтения диагноз мне оказался настолько очевидным, что возникло желание ответить этой женщине, но увы, консультировать на том сайте могут только зарегистрированные специалисты и ей уже ответил один из них, что не сможет заочно решить вопроса.

Вот оригинальный текст от родителя и снимок с экрана:

Доброго времени суток! У моей 15-летней дочери с февраля 2018 года начались сильные головные боли. НИКАКИЕ таблетки боль не снимают. Ребенок много пропускает занятий. В период 13-14 лет очень сильно выросла, сдавали гормоны — все в норме, у лора были, у офтальмолога, все в норме, эхо и рэо делали, все нормально. Сделали МРТ головного мозга и шейного отдела позвоночника, заключение: МР картина начального остеохондроза шейного отдела, осложненного минимальной протрузией диска С3/4. МР-признаки врожденной незначительно выраженной узости позвоночного канала на уровне С1-С3 позвонков. Физиологический шейный лордоз сглажен. Назначение невролога — Мидокалм, Фенибут, Амелотекс. Сделали процедуру «расческа». Эти таблетки пьем вторую неделю, с сегодняшнего дня ходим на СМТ (амплипульс) на шейный отдел. Голове нисколько не легче, подушку меняю, то ортопедическая, то тоньше, то толще. Результат нулевой. Что нам делать? Кто-то говорит, что перерастет и все пройдет, но чем можно облегчить головную боль ребенку? Заранее благодарю за советы.

головные боли у подростка

Конечно, я не берусь утверждать, что все головные боли у всех подростков связаны с той причиной, о которой я напишу ниже, но я уверен, что во многих случаях жалоб будет именно так.

Подросток 14-16 лет жалуется на постоянные головные боли, родители начинают процесс хождений по врачам в поисках заболевания, дающего головные боли, но ничего не находят. Можно представить, что это просто сложный клинический случай и поэтому врачам трудно разобраться в жалобе ребенка (почитайте оригинальный текст матери о проведенных исследованиях и о терапии, которая не дала никакого результата, даже временного!).

Может возникнуть идея о психогенной головной боли, но как бы ни было, мы принимаем за истину факт наличия головной боли, причина которой не найдена и ни один препарат не уменьшает ее. Очень большой вопрос: почему так и что делать?

Ответ может показаться слишком простым. Нельзя обнаружить причину головной боли у подростка и нельзя добиться ее уменьшения по той причине, что… ее нет.

Сразу, после принятия этого факта (пусть даже в качестве версии) возникает второй вопрос, значит подросток симулирует головную боль. Зачем? Ответ в самом же вопросе матери этого подростка «Ребенок много пропускает занятий».

Следует оговорится, что нельзя быть на 100% уверенным в симуляции головных болей, поэтому и, прежде всего, нужно убедится в отсутствии серьезных причин головных болей, проконсультировавшись с неврологом. В настоящей статье большей частью идет речь о хронических жалобах на головную боль, так как однократная симуляция боли не представляет значительной проблемы, но если жалобы на боль постоянные, то следует внимательно отнестись к возможным причинам такой жалобы, изложенным в данной статье.

Подросток симулирует головную боль для того, чтобы что-то не делать, в данном случае чтобы не идти в школу, секцию, танцы или куда-то еще. Сразу углубляемся: почему подросток не хочет идти в школу, причин несколько, но тема у них общая. Ребенок ощущает дискомфорт в школе или в том месте, где нужно быть, а именно: чаще всего не успевает; сочетание требовательности родителей и преподавателей с невозможностью подростка соответствовать этим требованиям; ребенок боится неудачи, получить плохую оценку с последующим осуждением или даже наказанием, конфликты с одноклассниками. Понимание того, что таким образом подросток со мнимыми головными болями не решит своих проблем, а только увеличит их со скоростью снежного кома, никого не интересует. Ребенку трудно в этом признаться родителям и в таком случае он принимается за крайние и запрещенные инструменты – симулирование болезни. Согласитесь, только болезнь для родителей может быть поводом для снижения требований к своему чаду и, после нескольких ангин и гриппов, ребенок это быстро понимает и берет на вооружение, так же, как и другие инструменты решения своих задач, но сейчас не об этом.

Почем именно подросток?

14-16 лет – это возраст, когда требования в школе возрастают, начинается череда пробных и реальных экзаменов, выбора вуза, направления деятельности, профессии и тд. В 3-4 классах и раньше этих вопросов нет и спроса меньше, далее, по мере взросления, ответственность и требования растут, и не каждый подросток в состоянии с ними справиться. В 17-18 лет и старше, школьный период завершается и выбор чаще всего уже сделан, человек несколько взрослеет и чаще всего находит (если находит) другие решения своих проблем и чем старше, тем реже эти инструменты психологического управления своей жизнью и родителями применяются. Могут появляться другие инструменты управления родителями и для решения других задач, к сожалению.

Также интересный вопрос, почему именно головную боль выбирает подросток в качестве жалобы. Давайте попробуем применить заболевания других систем организма в качестве симуляции. Пищеварительная система: клинические симптомы – диарея, запор, можно сослаться на боль, но с желудком, желчным пузырем или кишечником легче провести диагностику, а в иной ситуации можно оказаться на операционном столе. Известный персонаж на политической арене, Жириновский, сам рассказывал, что после симуляции острых болей в животе в школьном возрасте, его по скорой отвезли в больницу и удалили здоровый аппендикс. Воистину, это очень распространённый инструмент управления родителями и их решениями. Нарушения в дыхательной системе потребуют доказательств в виде кашля, температуры (которую можно измерить), одышки. Таким образом, головная боль – самый простой способ убедить родителей и недалеко думающих врачей, что подросток действительно болеет и ему не нужно сегодня идти в школу. Причем, ни родители, ни врачи не смогут утвердительно сказать, что это не так, что голова не болит, не видно ее и градусником головная боль не измеряется.

Как определить симулирует ли подросток головную боль?

  1. Аргумент «мой ребенок не такой и на такое не способен» – не является аргументом. Это признано: дети учатся и умело манипулируют своими родителями, пользуясь различными психологическими инструментами;
  2. Головные боли возникают в то время, когда возникают проблемы в школе или что-то в школе идет не так. Ребенок, который с удовольствием посещает школу, хочет идти туда, даже при наличии болей – не симулирует (или высший пилотаж актерского мастерства);
  3. Головные боли возникают в учебный период и проходят или становятся менее актуальными в период каникул и в выходные (ведь ребенок себе не вредитель и хочет все-таки провести время с удовольствием). Часто добившись разрешения не идти в школу, подросток в то же день может с удовольствием пойти гулять с друзьями;
  4. Любые головные боли в той или иной мере можно снять или ослабить применением тех или иных лекарств. И, если «не помогает» ни одно лекарство – в большинстве случаев имеет место симуляция головных болей;
  5. Все медицинские обследования, включая МРТ, не привели ни к каким выводам о причинах болей. Если сомневаетесь симулируются ли головные боли подростком или нет, сделайте всю необходимую диагностику и убедитесь в этом. В данном случае необходимо оговориться, что некоторые врачи всегда смогут подвести боли под какой-то диагноз, например, остеохондроз или что-то еще, ведь нужно поставить диагноз, какой-нибудь.

Что делать, если вы убедились в том, что подросток симулирует головные боли?

  1. Прежде всего, не ругаться на него, не кричать, не наказывать и не изобличать в симуляции. Даже не давать ему повод понять, что вы догадались и прошли много врачей и обследований;
  2. Разобраться самим, с преподавателями или с психологами: есть ли проблема и как из нее выйти. Побеседуйте с ребенком, не связывая его болезнь со школьными проблемами, попробуйте выяснить нет ли чего-то, что делает его пребывание в школе дискомфортным. В ряде случаев повышенной прозорливости ребенок может сообщить, что все в порядке, но на самом деле это может быть не так.

Только решив корневую причину такого поведения, можно исправить ситуацию, в то время как упреки в обмане загоняют проблему дальше, вплоть до непоправимого состояния. Симуляция головных болей – своего рода защита подростка от непомерных и возрастающих требований с одной стороны и одиночества, отсутствия взаимопонимания между подростком и родителями с другой. В некоторых случаях это даже проявление страха перед деспотичными родителями, которые не понимают, что не всем в МГИМО нужно учиться, у всех разные возможности и характеры.

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Елена

Здравствуйте! Пхоже у моей дочери как раз такая ситуация. Сегодня забрала ее из больницы, где она проходила полное обследование из-за головных болей. На беседе врач сказал что у дочери все в пределах границы нормы. Что никак патологий не выявлено. Что в целом поведение в стационаре вполне нормальное, общалась с сверстниками и вела позитивный образ жизни. Но когда сегодня он сказал что выписываю, стала жаловаться и просится остаться еще.
И вот вечером перечитав выписку, я задумалась о психосоматике.
Спасибо вам за статью! Вы очень все подробно.