Меню Закрыть

Головные боли у подростка

головная боль у подростка

Как-то случайно наткнулся на вопрос, заданный матерью девочки-подростка 15 лет, специалистам, проводящим онлайн консультации. Сразу после прочтения диагноз мне оказался настолько очевидным, что возникло желание ответить этой женщине, но увы, ответы могут давать только зарегистрированные специалисты и ей уже ответил один специалист, что не может заочно решить вопроса.

Вот оригинальный текст от родителя и снимок с экрана:

Доброго времени суток! У моей 15-летней дочери с февраля 2018 года начались сильные головные боли. НИКАКИЕ таблетки боль не снимают. Ребенок много пропускает занятий. В период 13-14 лет очень сильно выросла, сдавали гормоны — все в норме, у лора были, у офтальмолога, все в норме, эхо и рэо делали, все нормально. Сделали МРТ головного мозга и шейного отдела позвоночника, заключение: МР картина начального остеохондроза шейного отдела, осложненного минимальной протрузией диска С3/4. МР-признаки врожденной незначительно выраженной узости позвоночного канала на уровне С1-С3 позвонков. Физиологический шейный лордоз сглажен. Назначение невролога — Мидокалм, Фенибут, Амелотекс. Сделали процедуру «расческа». Эти таблетки пьем вторую неделю, с сегодняшнего дня ходим на СМТ (амплипульс) на шейный отдел. Голове нисколько не легче, подушку меняю, то ортопедическая, то тоньше, то толще. Результат нулевой. Что нам делать? Кто-то говорит, что перерастет и все пройдет, но чем можно облегчить головную боль ребенку? Заранее благодарю за советы.

головные боли у подростка

Конечно, я не берусь утверждать, что все головные боли у всех подростков связаны с той причиной, о которой я напишу ниже, но я уверен, что во многих случаев жалоб будет именно так.

Подросток 14-16 лет начинает жаловаться на постоянные головные боли, родители начинают процесс хождений по врачам, в поисках заболевания, дающего головные боли, но ничего не находят. Можно себе представить, что это просто сложный клинический случай и поэтому врачам трудно разобраться в жалобе ребенка (почитайте оригинальный текст матери о проведенных исследованиях и даже терапии, которые не дали никакого результата, даже временного!).

Может возникнуть идея о психогенной головной боли, но как бы ни было, мы принимаем за истину факт наличия головной боли, причины которой не найдены и ни один препарат не уменьшает ее. Очень большой вопрос: почему так и что делать?

Ответ может показаться слишком простым. Нельзя обнаружить причину головной боли у подростка и нельзя добиться ее уменьшения по той причине, что ее… нет.

Сразу, после принятия этого факта (пусть даже в качестве версии) возникает второй вопрос, значит подросток симулирует головную боль. Зачем? Ответ в самом же вопросе матери этого подростка «Ребенок много пропускает занятий».

Следует оговорится, что нельзя быть на 100% уверенным в симуляции головных болей, поэтому и, прежде всего, нужно убедится в отсутствии серьезных причин головных болей, проконсультировавшись с врачом. В настоящей статье большей частью идет речь хронических жалобах на головную боль, так как однократная симуляция боли не представляет значительной проблемы, но если жалобы на боль постоянные, то следует внимательно отнестись к возможным причинам такой жалобы, изложенным в данной статье.

Подросток симулирует головную боль для того, чтобы что-то не делать, в данном случае чтобы не идти в школу, секцию, танцы и куда-то еще. Сразу углубляемся: почему подросток не хочет идти в школу, причин несколько, но тема у них общая. Ребенок ощущает дискомфорт в школе или в том месте, где нужно быть, а именно: чаще всего не успевает; сочетание требовательности родителей и преподавателей с невозможностью подростка соответствовать этим требованиям; ребенок боится неудачи, получить плохую оценку с последующим осуждением или даже наказанием, конфликты с одноклассниками. Понимание того, что таким образом подросток со мнимыми головными болями не решит своих проблем, а только увеличит их со скоростью снежного кома, никого не интересует. Ребенку трудно в этом признаться родителям и в таком случае он принимается за крайние и запрещенные инструменты – симулирование болезни. Согласитесь, только болезнь для родителей может быть поводом для снижения требований к своему чаду и, после нескольких ангин и гриппов, ребенок это быстро понимает и берет на вооружение, так же, как и другие инструменты решения своих задач, но сейчас не об этом.

Почем именно подросток?

14-16 лет – это возраст, когда требования в школе возрастают, начинается череда пробных и реальных экзаменов, выбора вуза, направления деятельности, профессии и тд. В 3-4 классах и раньше этих вопросов нет и спроса меньше, далее, по мере взросления, ответственность и требования растут, и не каждый подросток в состоянии с ними справиться. В 17-18 лет и старше, школьный период завершается и выбор чаще всего уже сделан, человек несколько взрослеет и чаще всего находит (если находит) другие решения своих проблем и чем старше, тем реже эти инструменты психологического управления своей жизнью и родителями применяются. Могут появляться другие инструменты управления родителями и для решения других задач, к сожалению.

Также интересный вопрос, почему именно головную боль выбирает подросток в качестве жалобы. Давайте попробуем применить заболевания других систем организма в качестве симуляции. Пищеварительная система: клинические симптомы – диарея, запор, можно сослаться на боль, но с желудком, желчным пузырем или кишечником легче провести диагностику, а в иной ситуации можно оказаться на операционном столе. Известный персонаж на политической арене Жириновский сам рассказывал, что после симуляции острых болей в животе в школьном возрасте, его по скорой отвезли в больницу и удалили здоровый аппендикс. Воистину, это очень распространённый инструмент управления родителями и их решениями. Нарушения в дыхательной системе потребуют доказательств в виде кашля, температуры (которую можно измерить), одышки. Таким образом, головная боль – самый простой способ убедить родителей и недалеко думающих врачей, что подросток действительно болеет и ему не нужно сегодня идти в школу. Причем, ни родители, ни врачи не смогут утвердительно сказать, что это не так, что голова не болит, не видно ее и градусником головная боль не измеряется.

Как определить симулирует ли подросток головную боль?

  1. Аргумент «мой ребенок не такой и на такое не способен» – не является аргументом. Это признано: дети учатся и умело манипулируют своими родителями, пользуясь различными психологическими инструментами;
  2. Головные боли возникают в то время, когда возникают проблемы в школе или что-то в школе идет не так. Ребенок, который с удовольствием посещает школу, хочет идти туда, даже при наличии болей – не симулирует (или высший пилотаж актерского мастерства);
  3. Головные боли возникают в учебный период и проходят или становятся менее актуальными в каникулярное время и в выходные (ведь ребенок себе не вредитель и хочет все-таки провести время с удовольствием). Часто добившись разрешения не идти в школу, подросток в то же день может с удовольствием пойти гулять с друзьями;
  4. Любые головные боли в той или иной мере можно снять или ослабить применением тех или иных лекарств. И, если «не помогает» ни одно лекарство – в большинстве случаев имеет место симуляция головных болей;
  5. Все медицинские обследования, включая мрт, не привели ни какими выводам о причинах болей. Если сомневаетесь симулируются ли головные боли подростком или нет, сделайте всю необходимую диагностику и убедитесь в этом. В данном случае необходимо оговорится, что некоторые врачи всегда смогут подвести боли под какой-то диагноз, например, дистония или что-то еще, ведь нужно поставить диагноз, какой-нибудь.

Что делать, если вы убедились в том, что подросток симулирует головные боли?

  1. Прежде всего, не ругаться на него, не кричать, не наказывать и не изобличать в симуляции. Даже не давать ему повод понять, что вы догадались и прошли много враче и мрт;
  2. Разобраться самим, с преподавателями, с психологами есть ли проблема и как из нее выйти. Побеседуйте с ребенком, не связывая его болезнь, со школьными проблемами, попробуйте выяснить нет ли чего-то, что делает его пребывание в школе дискомфортным. В ряде случаев повышенной прозорливости ребенок может сообщить, что все в порядке, но на самом деле это может быть не так.

Только решив корневую причину такого поведения, можно исправить ситуацию, в то время как упреки в обмане загоняют проблему дальше, вплоть до непоправимого состояния. Симуляция головных болей – своего рода защита подростка от непомерных и возрастающих требований с одной стороны и одиночества, отсутствия взаимопонимания между подростком и родителями с другой. В некоторых случаях это даже проявление страха перед деспотичными родителями, которые не понимают, что не всем в МГИМО нужно учиться, у всех разные возможности и характеры.

 

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии